1912 Бесприданница
1912 Гроза
1912 Тайна дома № 5
1919 Поликушка
1920 Хромой барин
1952 На всякого мудреца довольно простоты - фильм-спектакль
1952 Горе от ума - фильм-спектакль
1952 Волки и овцы - фильм-спектакль
1953 Васса Железнова - фильм-спектакль
1956 Дорога правды
1957 Екатерина Воронина
1958 Идиот
1959 Растеряева улица - фильм-спектакль
1959 Повесть о молодожёнах
ПАШЕННАЯ
Вера Николаевна
19.09.1887, Москва – 28.10.1962, Москва
Заслуженная артистка Республики (1925)
Народная артистка СССР (1937)
Лауреат Сталинской премии первой степени за многолетние выдающиеся достижения
в области театрально-драматического искусства (1943)
Лауреат Ленинской премии за исполнение хозяйки Нискаувори в спектакле «Каменное
гнездо» (1957)
Лауреат Ленинской премии за исполнение роли в спектакле «Васса Железнова» (1961)
Кавалер двух Орденов Ленина (1937, 1949)
Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени (1957)
Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945
гг.» и
медалью «В память 800-летия Москвы».
Актёрские корни
Вера Пашенная родилась в актёрской семье. Её отец Николай Петрович Пашенный
выступал под сценическим псевдонимом Рощин-Инсаров в театральных труппах Немчиновского
и Секретаревского театров. Актрисой была и мама Евгения Николаевна Пашенная. Рассказывают,
что её театральная карьера складывалась успешно, однако после рождения второй
дочери (старшая сестра Веры Екатерина родилась в 1983 году) Евгения Николаевна
решила оставить сцену и посвятить себя воспитанию детей. Со временем отношения
между родителями Веры ухудшились. Когда девочке исполнилось 10 лет, они расстались,
после чего Евгения Николаевна вышла замуж за Николая Кончаловского.
В детские годы Вера Пашенная не мечтала о сцене. Мало того, как она признавалась
позднее в своих воспоминаниях: «Я ненавидела то, что принёс в нашу жизнь театр.
<…> Вращаясь часто, особенно летом, в кругу актёров, я видела также их творческие
радости и успехи, но я больше знала их голодную богемную жизнь. Я не любила эту
жизнь, и мне казалось, я не любила театр». В 1904 году, после окончания средней
школы, девушка планировала поступать в медицинскую академию. Но туда принимали
с восемнадцати лет, а ей было лишь шестнадцать. И тогда она всё же решила подать
документы театральное училище.
Вера Пашенная с первой попытки поступила в Московское императорское театральное
училище (ныне ВТУ имени М. С. Щепкина). Как признавалась сама Вера Николаевна,
тогда ей казалось, что актрисой она стала случайно: «Но если вдуматься, то можно
заключить, что к театру меня привело глубоко запрятанное органическое стремление
к искусству».
Учиться будущей актрисе довелось в драматических классах у А. П. Ленского,
продолжателя традиций сценического реализма Щепкина. Сама Пашенная в своих воспоминаниях
характеризовала его, как талантливого, чуткого, высококультурного человека, который
видел в актёре художника, ответственного не только за свои работы, но и за весь
путь театра, как творца художественных ценностей. В таком духе он воспитывал и
своих учеников.
Первый брак
Будучи студенткой, Вера Пашенная в 1905 году вышла замуж за известного актёра
Витольда Полонского. Поначалу их семейная жизнь складывалась хорошо – супруги
сняли комнату, осенью 1906 года у них родилась дочь Ирина. Но после рождения дочери
в семье начались скандалы. Муж был недоволен тем, что Вера, которая к тому времени
стала актрисой Малого театра, уделяет много времени сцене в ущерб воспитанию ребёнка.
Через три года супруги решили расстаться.
Театральная карьера дореволюционного периода
В 1907 году Вера Пашенная окончила театральное училище. Как уже отмечалось,
после завершения учёбы она была принята в труппу Малого театра, который возглавил
её наставник Ленский. Уже вскоре он ввёл Пашенную на роль Веры в спектакле «Дельцы»,
а затем последовала роль Кэт в спектакле «Джентльмен». В первых же своих работах
Пашенная проявила природный актёрский талант и мощный темперамент. На раннем периоде
творчества молодой актрисе особенно удавались образы простых барышень из народа,
которым были свойственны романтическая приподнятость и эмоциональность. Так в
1908 году ею были сыграны роли Тани Дедявкиной в «Казенной квартире» В.А. Рышкова,
Липы в «Белой вороне» Е.В. Чирикова, Наденьки в «Женах» Д.Я. Айзмана.
В 1908 году Ленский ушёл из Малого театра. Он сильно переживал свою любимую
ученицу. Однако Вере Пашенной удалось не только закрепиться в театре, но и стать
одной из ведущих актрис труппы. До революции 1917 года ею было сыграно большое
количество разноплановых ролей, среди которых были такие значимые, как: Мария
Стюарт в одноимённой пьесе Шиллера, Розалинда в комедии Шекспира «Как вам угодно»,
Герцогиня Падуанская в одноимённой пьесе Оскара Уальда «Герцогиня Падуанская»,
Порция в комедии Шекспира «Венецианский купец», Бианка во «Флорентийской трагедии»
Оскара Уайльда, Лиза в драме Грибоедова «Горе от ума».
Особое место в биографии Веры Пашенной занимало творчество Александра Островского.
Только за период с 1909 по 1917 год она сыграла в шести постановках по его пьесам.
Огромный успех имел спектакль «Бедная невеста», в котором актриса исполнила главную
роль Марьи Андреевны. Ранее образ Марии обычно создавался в трагически-безысходном
стиле. В исполнении Веры Пашенной этот образ заиграл новыми красками, появилась
уверенность, внутренняя сила, а сама пьеса, по мнению критиков, обрела новое дыхание.
Позднее Верой Пашенной были сыграны Катерина в «Грозе», Лариса в «Бесприданнице»,
Евгения Мироновна в комедии «На бойком месте», Олена в «Воеводе», Анна Павловна
Оброшенова в «Шутниках».
Роль Ларисы в «Бесприданнице» Вера Пашенная впервые исполнила в сезоне 1911-1912
годов. Известный писатель Сергей Дурылин отмечал, что тогда образу Ларисы была
присуща искренность, но ещё недоставало силы чувства, душевных терзаний. Всё это
пришло позже, уже после революции, когда Вере Пашенной вновь довелось играть Ларису.
Кинематограф. 1912 – 1920 годы
Свой путь в кино (тогда ещё немом) Вера Пашенная начала в 1912 году. Свои первые
роли она сыграла в экранизациях Островского, осуществлённых режиссёром Каем Ганзеном
в московском отделении французской киностудии «Братья ПАТЕ». Это были знакомые
ей по сцене Лариса в «Бесприданнице»
и Катерина в «Грозе». У того же Ганзена она в 1912 году снялась ещё в одной драме
«Тайна дома № 5». Там её героиней стала куртизанка Эльза, осуществляющая месть
в отношении изменившему ей любовнику.
После революции Вера Пашенная в 1919 году приняла участие в съёмках драмы «Поликушка»,
поставленной режиссёром Александром Саниным по одноимённой повести Льва Николаевича
Толстого, сыграв главную женскую роль Акулины, а в 1920-м сыграла роль Мордвинской
в другой экранизации Толстого фильме режиссёра Владимира Касьянова «Хромой барин».
После этого в кинокарьере актрисы наступил длительный перерыв.
Второй брак
Важным событием в личной жизни Веры Пашенной в дореволюционный период стало
её второе замужество. В 1913 году она вышла замуж за актёра Владимира Грибунина.
Вместе они прожили долгую жизнь, воспитывая детей Веры Николаевны от первого брака.
Совместных детей у супругов не было.
Театральная карьера в послереволюционные и 20-е годы
Революция 1917 года коренным образом изменила жизнь всей страны. Изменения
коснулись и Малого театра. Как рассказывала Вера Пашенная, актёры стали понимать,
что искусство в такое время не может быть аполитичным, оно должно быть идейно
направленным, оказывая влияние на зрителя через творческие образы. Как и многие
другие, актриса активно включилась в построение нового общества.
С 1918 года Вера Пашенная начала педагогическую деятельность, преподавая на
Драматических курсах при Государственном академическом Малом театре России. Позже,
в 1924 году, Вера Николаевна вместе с актрисой Н. А. Смирновой организовала из
первого выпуска Театр-студию и стала его директором.
Также актриса продолжала активно выступать на сцене, играя в пьесах, как классического
репертуара, так и современных советских авторов. Диапазон, созданных ею женских
образов, был чрезвычайно широк, охватывая практически весь репертуар Малого театра.
Героинями Веры Пашенной в этот период становились: Сюзанна («Женитьба Фигаро»
Бомарше, 1918), Девица («Старик» Максима Горького, 1919), Леди Анна («Ричард III»
Шекспира, 1920), Бригитта Клейполь («Оливер Кромвель» Луначарского, 1921), Вера
Филипповна («Сердце не камень» Островского, 1923), Порция («Юлий Цезарь» Шекспира),
Маргарет («Волчьи души» Джека Лондона, 1924), Вера Михайловна Грушина («Жена»
Тренева, 1928) и многие другие. Очень высоко критиками была оценена работа Веры
Пашенной в постановке пьесы Тренёва «Любовь Яровая» Тренева, осуществлённой в
1925 году. Созданный актрисой образ Яровой стал первым по-настоящему живым и правдивым
образом новой советской женщины.
Параллельно с работой в Малом театре Вера Пашенная сотрудничала и с другими
сценами. В 1921 году, когда Малый театр закрылся на ремонт, она выступала в театре
«Комедия» (бывшем Театре Корша), играя в спектаклях «Бесприданница», «Анджело»,
«Слуга двух господ», «Мадам Сан-Жен». В 1922-1923 годах по приглашению Станиславского
Вера Пшенная приняла участие в зарубежных гастролях МХАТа по странам Европы и
в США. Актриса была задействована в постановках по пьесам: «Вишневый сад» (Варя)
и «Три сестры» (Ольга) Чехова, «На дне» Горького (Василиса), «Царь Федор Иоаннович»
Алексея Толстого (Ирина). Затем в 1923-1924 годах было сотрудничество с Замоскворецким
театром, а в 1924-1925 годах – с Музыкальной студией МХАТ под руководством Немировича-Данченко
(роль Лизистраты в одноимённой пьесе Аристофана).
30-е годы
В 1933 году произошло радостное событие в личной жизни Веры Пашенной. У её
дочери Ирины Полонской в браке с актёром МХАТа Сергеем Сверчковым родился сын
Владимир, внук Веры Николаевны. Впоследствии Владимир
Сверчков продолжил актёрскую династию, служа сцене Малого театра.
Между тем, Вера Пашенная продолжала актёрскую и преподавательскую деятельность.
В начале 30-х она сыграла на сцене Малого театра Василису в спектакле «Ясный лог»
по пьесе Тренёва, Варю в спектакле «Разгром» по повести Фадеева, Таню в спектакле
«Плоды просвещения» по Толстому. В 1934-м актриса приняла участие в постановке
спектакля «Как 14-я дивизия в рай шла» режиссёра Ф. Каверина, осуществлённого
по произведению Демьяна Бедного в Московском мюзик-холле.
В 1936 году Вера Пашенная организовала поездку группы актёров в Арктику. Их
путь пролёг через города Красноярск, Придивное, Енисейск, Туруханск, Игарку, Усть-Порт,
Дудинку, а также на остров Диксон. Турне имело огромное культурное значение, ведь
во многих из этих мест до этого вообще никогда не выступали профессиональные артисты.
В репертуаре труппы были лучшие спектакли Малого театра: «Без вины виноватые»,
«Женитьба Белугина», «Любовь Яровая». Впоследствии Вера Николавна признавалась,
что ещё никогда она не испытывала такого душевного подъёма и такой радости. Поездка
оказалась не напрасной – спустя год в Игарке открылся первый профессиональный
театр, названный именем Веры Пашенной.
Вторая половина 30-х принесла Вере Пашенной новые интересные роли. Так в постановке
великой шекспировской пьесы «Отелло» она появилась в роли второго плана Эмилии.
Нарушая общепринятые традиции, знаменитая актриса представила свою героиню совершенно
в ином свете, наполнив образ высокой трагичностью. Интересные образы были созданы
Верой Пашенной в спектаклях: «Волки и овцы» по Островскому (Мурзавецкая), «Салют,
Испания!» по Афиногенову (Долорес), «На берегу Невы» по Тренёву (Поля Семенова),
«Ревизор» по Гоголю (Анна Андреевна). Заслуженной наградой за её работу стало
присуждение Вере Николаевне в 1937 году звания Народной артистки Советского Союза.
40-е годы
В период Великой Отечественной войны важнейшей задачей театра стало поддержание
духа советских граждан. Именно в таком плане в 1943 году в Малом театре был поставлен
спектакль «Нашествие» по пьесе Леонова, в котором Вера Пашенная сыграла роль Анны
Николаевны Талановой. Сильный и глубокий персонаж, пронизанный героизмом и патриотизмом,
обобщил и прославил образ русской женщины в это тяжелейшее для всей страны время.
В том же 1943 году Вера Пашенная стала лауреатом Сталинской премии с формулировкой
«за достижения в сфере драматического и театрального искусства».
В 1945 году Вера Пашенная сыграла роль Евфросиньи Старицкой в спектакле «Иван
Грозный», поставленном режиссёрами Садовским, Зубовым и Никольским по пьесе Алексея
Толстого. Изначально отрицательный образ в исполнении Пашенной обрёл глубину и
художественное богатство. Старицкая предстала зловещей затворницей, наделённой
умом, соединённым со слепой ревностью. Все её устремления были направлены на обретение
любыми путями власти, богатства, благополучия и безнаказанности для себя и своего
сына.
Среди ролей актрисы конца 40-х стоит также отметить Хлестову в драме Грибоедова
«Горе от ума», Кукушкину в спектакле «Доходное место» и Барабошеву в спектакле
«Правда — хорошо, а счастье — лучше» (оба по пьесам Островского).
50-е годы – театр, ТВ и кино
Своей самой значительной работой на сцене сама Вера Пашенная считала роль Вассы
Железновой в одноимённом спектакле, поставленном в 1952 году по пьесе Максима
Горького. По оценкам многих зрителей и специалистов спектакль стал лучшей постановкой
пьесы Горького, и главная заслуга в этом Веры Пашенной, создавшей мощнейший в
своей драматичности образ женщины с железным характером. Юрий
Соломин в своих воспоминаниях отмечал, какое огромное впечатление производила
игра Веры Николаевны не только на зрителей, но и на коллег по театру. Одной из
самых сильнейших сцен был эпизод со смертью героини, который актриса отыгрывала,
настолько достоверно вживаясь в образ, что потом уже после занавеса ещё какое-то
время лежала без движения…
В 1953 году спектакль «Васса Железнова» был экранизирован, что позволило его
увидеть миллионам телезрителей. В начале 50-х были осуществлены экранизации ещё
ряда спектаклей с участием Веры Пашенной: «На всякого мудреца довольно простоты»,
«Горе от ума», «Волки и овцы».
Вслед за телевизионными постановками спектаклей наступил черёд фильмов. Последний
раз Вера Пашенная снялась в кино в далёком 1920 году, когда кинематограф был немым.
Спустя три с половиной десятилетия она вернулась на киноэкраны, сыграв несколько
ролей. В 1956 году она исполнила роль завуча школы Ремизовой в оптимистической
драме известного режиссёра Яна Фрида «Дорога правды», в 1957 году исполнила роль
бабушки главной героини в киноповести Исидора Анненского «Екатерина Воронина».
В 1959 году знаменитый Иван Пырьев доверил Пашенной роль генеральши Епанчиной
в экранизации романа Достоевского «Идиот». Последней работой актрисы на киноэкране
стала роль директора детского дома Ольги Николаевны в драме «Повесть о молодожёнах».
Последние роли на сцене
К открытию 22-го съезда КПСС в 1961 году Малый театр приурочил постановку спектакля
«Честность» по произведению Сафронова. Вере Пашенной досталась в нём роль пожилой
коммунистки Колесовой. Во время репетиций актриса постоянно выглядела больной
и очень усталой, а однажды и вовсе пришлось вызвать скорую помощь. Входе обследования
у Пашенной выявили рак.
Проведя недолгое время в больнице, Вера Николаевна вернулась в театр. Она понимала,
что дальнейшая работа будет усугублять болезнь, но не могла оставаться в бездействии.
По утрам Пашенная проходила сеансы облучения в больнице, а с обеда появлялась
в театре. Продолжая выходить на сцену, она старалась выглядеть бодрой и никому
не позволяла себя жалеть.
Свою последнюю роль на сцене Вера Пашенная сыграла в постановке пьесы Островского
«Гроза». Актриса исполняла одну из центральных ролей спектакля – Кабаниху. С невероятной
стойкостью и выдержкой, поражавшей коллег, она провела все репетиции. Порой репетиции
приходилось прерывать, Пашенная уходила минут на сорок в гримёрку сделать уколы,
но затем возвращалась вновь.
Премьера спектакля «Гроза» состоялась 9 января 1962 года. Спустя некоторое
время, когда все показы были завершены, Веру Николаевну, наконец, уговорили отдохнуть
и отправили её в загородный санаторий. По возвращении Пашенной в Москву, она стала
чувствовать себя хуже. Дочь Веры Николаевны Ирина Витольдовна перевезла её в свою
квартиру, обеспечив тщательный уход за матерью. Тем не менее, 28 октября 1962
года Вера Николаевна Пашенная скончалась. Похоронили её на Новодевичьем кладбище.
Проводить в последний путь великую актрису собралось огромное количество народа
– коллеги по профессии, родные и близкие, многочисленные поклонники её таланта.
Оценивая творческий путь Пашенной, Юрий Соломин рассказывал, что Вера Николаевна
очень серьёзно относилась к своей профессии и с каким-то особым благоговением
к сцене, свято чтя традиции Малого театра. Она воспитала не одно поколение актёров,
оставив своим ученикам очень простое и, в то же время, высокое завещание – любить
сцену. Вера Николаевна не любила слова «играть», а говорила – «работать». Она
призывала работать в полную силу, всего себя отдавать сцене, и только тогда в
зале не останется равнодушных. Именно такой была и сама Вера Николаевна.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Материалы сайта Малого театра http:/www.maly.ru
В. Пашенная «Моя работа над ролью», М., ЦК РАБИС, 1934
Дурылин С.Н. «Вера Николаевна Пашенная», «Искусство», 1946