.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Шпионская драма "Семнадцать мгновений весны"
Режиссёр: Татьяна Лиознова.
Сценарист: Юлиан Семёнов. Оператор: Пётр Катаев.
Художник: Борис Дуленков. Композитор: Микаэл Таривердиев.
СССР. Производство: Киностудия имени М. Горького. 1973.
Легендарный 12-серийный фильм, экранизация одноименного романа Юлиана Семёнова. События разворачиваются в период с 12 февраля по 24 марта 1945 года. Советский разведчик Максим Максимович Исаев, действующий на территории фашистской Германии под именем штандартенфюрера СС
Макса Отто фон Штирлица, получает задание выявить и сорвать намечающиеся сепаратные переговоры между Рейхом и западными союзниками.
Премьера: 11 августа 1973 (ТВ), 4 мая 2009 (цветная версия).
Награды:
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1976);
Премия КГБ СССР (1978).
Герои фильма:
Макс Отто фон Штирлиц, сотрудник VI отдела РСХА, штандартенфюрер СС / Максим Максимович Исаев, советский разведчик, полковник ()
Вальтер Шелленберг, начальник внешней разведки службы безопасности (SD-Ausland — VI отдел РСХА), бригадефюрер СС ()
Генрих Алоис Мюллер, начальник тайной государственной полиции (IV отдел РСХА) Германии, группенфюрер СС ()
Эрнст Кальтенбруннер, начальник Главного управления имперской безопасности СС, обергруппенфюрер СС (Михаил Жарковский)
Фридрих Крюгер, один из руководителей оккупационного режима в Польше, обергруппенфюрер СС, генерал полиции ()
Вильгельм Холтофф, оберштурмбаннфюрер СС ()
Фриц Шлаг, пастор ()
Адольф Гитлер, рейхсканцлер и фюрер Германии (Фриц Диц, озвучивание - )
Генрих Гиммлер, рейхсфюрер СС, рейхсминистр внутренних дел Германии ()
Мартин Борман, начальник Партийной канцелярии НСДАП, рейхсминистр по делам партии (Юрий Визбор, озвучивание - Анатолий Соловьев)
Герман Геринг, рейхсминистр Имперского министерства авиации, вице-канцлер Германии (Вильгельм Бурмайер, озвучивание - )
Курт Айсман, оберштурмбаннфюрер СС ()
Кэтрин Кин, радистка Кэт ()
Вернер Плейшнер, профессор ()
Другие персонажи:
фрау Заурих ()
Габи Набель ()
Карл Вольф, обергруппенфюрер СС и генерал войск СС ()
Шольц, штандартенфюрер СС, помощник Мюллера (Лаврентий Масоха)
астроном ()
адъютант Кальтенбруннера (Станислав Коренев)
Иосиф Виссарионович Сталин (Андро Кобаладзе)
Владимир Николаевич Громов, генерал-лейтенант (Пётр Чернов)
Клаус, агент ()
сторож коттеджа Штирлица (Алексей Добронравов)
"Одноглазый" (Рудольф Панков)
штандартенфюрер СС Биттнер (Юрий Заев)
Эрвин Кин, радист Штирлица ()
Александра Гаврилина, жена Исаева ()
Емельянов, разведчик ()
"страховой агент", следователь районного отделения гестапо (Виктор Щеглов)
Рунге, физик (Григорий Лямпе)
Дольман, помощник Вольфа в переговорах с союзниками (Ян Янакиев)
Аллен Даллес, американский дипломат и разведчик ()
Макс Гюсман, помощник Даллеса ()
Геверниц, сотрудник Даллеса ()
сотрудник Даллеса (, озвучивание - Артём Карапетян)
Юрген Рольф, штурмбаннфюрер СС ()
Барбара Крайн, унтершарфюрер СС (Ольга Сошникова)
Гельмут Кальдер, рядовой СС (Отто Меллис, озвучивание - )
немецкий генерал в вагоне ()
Ландлорд, хозяин явочной квартиры ()
хозяин птичьего магазина (Евгений Гуров)
Гюнтер, опытный сыщик Мюллера (Сергей Юдин)
Питер, опытный сыщик Мюллера (Александр Крюков) |
шуцман (Виктор Головин)
сестра в детском приюте (Манефа Соболевская)
вторая сестра в приюте ()
эксперт (Владислав Ковальков)
Краузе, германский экс-министр в изгнании (Владимир Кенигсон)
Васильев (Геннадий Петров)
Александр Сергеевич Коваленко, подполковник (Владимир Рудый)
советник немецкого посольства (Владлен Паулус)
связной из Центра (, озвучивание - Олег Мокшанцев)
горничная Штирлица (Ирина Ананьева)
Йодль, генерал-полковник ()
Шпеер, личный архитектор Гитлера, рейхсминистр (Алексей Бояршинов)
Хавель, посланник МИД (И. Вишневский)
заключенный-уголовник (Тигран Давыдов)
Вильгельм Кейтель, генерал-фельдмаршал (Владимир Емельянов)
хозяин ресторана (Евгений Перов, озвучивание - )
начальник тюрьмы (Владимир Возженников)
штандартенфюрер СС (Валентин Тюрин)
адъютант Геринга (Юрий Багинян)
Бургдорф, адъютант Гитлера (Владимир Удалов)
офицер (Иван Василенко)
Шмунд, адъютант Гитлера ()
пастор (Хербертс Зоммерс)
акушерка (Людмила Крашенинникова)
акушерка (Антонина Маркова)
адъютант Гиммлера (Виктор Рождественский)
сотрудник архива (Андрей Порошин)
сотрудник гестапо ()
девица в баре ()
верзила (Анатолий Парфёнов) |
Авторский текст - .
Легендарный шпионский сериал
Легендарный литературный и киногерой советский разведчик Максим Максимович Исаев, также известный как Штирлиц, появился на свет благодаря писателю Юлиану Семёнову. Сначала Исаев в качестве второстепенного персонажа был введён в романы «Пароль не нужен» и «Майор Вихрь», а затем уже стал главным героем романа «Семнадцать мгновений весны», опубликованного в журнале «Москва» в № 11-12 за 1969 год. Произведения Юлиана Семёнова были высоко оценены председателем КГБ Юрием Андроповым, который лично похвалил писателя и для дальнейшей работы дал ему доступ в архивы КГБ (что являлось просто беспрецедентным случаем). Также с подачи Андропова было принято решение экранизировать «Семнадцать мгновений весны».
Право поставить «Семнадцать мгновений весны» сумела добиться Татьяна Лиознова. К тому времени в её активе уже было несколько снятых фильмов, в том числе знаменитая мелодрама «Три тополя на Плющихе». Но это были работы другого жанра, а тут – сериал про разведчика. Представители КГБ поначалу сомневались, сумеет ли дама осилить такую тему, и планировали совсем другого режиссёра. Но в результате всё же доверили съёмки ей.
Сюжет сериала «Семнадцать мгновений весны» охватывал небольшой период весны 1945 года, финальной части Великой Отечественной войны. Главный герой советский разведчик Исаев/Штирлиц (собирательный образ известных разведчиков Кузнецова, Зорге, Абеля и других) получает приказ из Центра выявить лиц в фашистском руководстве, ведущих сепаратные переговоры с США и Великобританией. Рискуя быть разоблачённым, он начинает опасную игру…
На роль Штирлица рассматривалось немало актёров, в том числе: , , . По разным причинам все кандидатуры отпали, и Лиознова выбрала . Выбор оказался настолько удачным, что сегодня просто невозможно представить кого-то другого в этой роли. Тихонов привнёс в образ сдержанность и внутреннее достоинство. Его герой получился по-настоящему умным, проницательным, разведчиком, просчитывающим все ситуации наперёд.
При этом, изначально сценарий был суховат, и Татьяна Лиознова внесла в него своё видение, доработав его в плане раскрытия личности Штирлица. Специально были введены персонажи пожилой Фрау Заурих (которую Штирлиц вывозил на прогулки в лес) и молодой немки Габи Набель. Роль Фрау Заурих планировали отдать знаменитой , но та отказалась, и в фильме снялась . Она воплотила образ заботливой женщины, относящейся к Штирлицу, как к сыну. А роль Габи исполнила другая известная актриса – , представив свою героиню, безнадёжно влюблённой в главного героя.
Именно благодаря сценам с Фрау Заурих и Габи Штирлиц получился более душевным, человечным, отчего образ обрёл полнокровность, стал более привлекательным. Немаловажную роль в этом сыграла и знаменитая сцена встречи Штирлица с женой в кафе «Элефант». Её тоже поначалу не было в сценарии. По одной из версий, о том, как наши агенты тайком встречаются со своими жёнами, рассказал легендарный советский разведчик Конон Молодый.
Роль жены Штирлица исполнила . Ей предстояла непростая задача – сыграть женщину, которая обязана ни словом, ни жестом не выдать своего отношения к своему любимому мужу. Актриса справилась с этим блестяще – пять минут без единого слова, только взгляд, полный нежности и тревоги. Сцена получилась невероятно трогательной и стала украшением фильма.
Одним из самых ярких персонажей фильма стал группенфюрер СС Генрих Мюллер в исполнении . Надо отметить, что до этого актёр снимался в кино крайне мало и был в основном известен лишь театральному зрителю. А тут сразу одна из главных ролей в таком большом проекте. И как это было сыграно! Броневому удалось найти очень тонкий баланс, сделав своего персонажа с одной стороны жёстким, безжалостным шефом гестапо, а с другой - придав ему определённую привлекательность. Его герой умён, хитёр, может казаться даже душевным человеком. При этом киношный Мюллер был абсолютно далёк от своего реального персонажа, как внешне, так и по характеру. Но с кинематографической точки зрения это была настоящая удача, поскольку именно такой Мюллер выступил достойным противником Штирлицу.
А вот , сыгравший Вальтера Шелленберга, оказался наоборот очень даже похожим на настоящего начальника внешней разведки. Это отметили и родственники самого Шелленберга. Рассказывают, что его племянница даже прислала Табакову письмо, в котором благодарила актёра за возможность вновь увидеть своего дядю.
Роль эсэсовца Айсмана сыграл . На первый взгляд, выбор несколько неожиданный, ведь Куравлёв, как правило, создавал на экране совершенно иные образы – эдаких обаятельных недотёп. И вдруг эсэсовец! Актёру сделали специальный грим (горбинку на носе), нацепили чёрную повязку на глаз. Но главное сам Куравлёв сумел перевоплотиться в жёсткого, бывалого человека с пронзительным взглядом.
Вообще в сериале было задействовано большое количество именитых актёров, что по тем временам стало чем-то невероятным. Роль пастора Шлага исполнил , профессора Плейшнера - , радистку Кэт - , обергруппенфюрера СС Карла Вольфа - Василий Лановой, агента Клауса – , сотрудника Даллеса Геверница – , немецкого генерала – . Ну, и конечно, особую ноту в сериал внёс закадровый голос .
Сериал принимал лично Юрий Андропов и остался доволен. Позже, в 1978 году, «Семнадцать мгновений весны» даже удостоили Премии КГБ СССР. На телеэкраны сериал вышел в августе 1973 года. Он имел огромный зрительский успех. Образ Штирлица стал не просто всенародно любимым, а по настоящему легендарным и культовым. Это вылилось, в том числе, и в создании большого количества анекдотов (ранее такую популярность имел лишь Чапаев).
Сериал Лиозновой был поставлен в чёрно-белом цвете. Уже в новом веке были произведены работы по колоризации «Семнадцати мгновений весны». Цветная версия вышла на экраны 4 мая 2009 года и вызвала противоречивые отзывы. Критики отмечали в основном не сам факт раскрашивания, а существенное сокращение хронометража сериала и обрезку кадра по высоте, чтобы придать ему современный формат.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое
вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.