1966 Первый учитель
1968 Ташкент - город хлебный
1969 Джамиля
1970 Спокойный день в конце войны
1970 У озера
1971 Песнь о Маншук
1971 Ночь на 14-й параллели
1973 Там, где горы белые...
1976 Выбор
1977 Транссибирский экспресс
1977 Улан
1978 В ночь лунного затмения
1979 Вкус хлеба
1980 Серебряный рог Ала-Тау
1980 Дополнительные вопросы
1981 Провинциальный роман
1982 Красавица в трауре - короткометражный
1984 Первая конная
1984 Первый
1984 Сладкий сок внутри травы
1985 Корабль пришельцев
1987 Амуланга
1987 Визит к Минотавру
1989 Вход в лабиринт
1990 Нет чужой земли
1990 Русская рулетка
1990 Система ниппель
1992 Прекрасная незнакомка
1993 Трам-тарарам, или Бухты-барахты
1994 Слабое сердце (Казахстан)
1995 За что?
1999 Ты и я
2002 Молитва Лейлы (Казахстан)
2003 Антикиллер-2
2005 Побег
2006 Сделка
2007 Маршрут
2008 Мустафа Шокай (Россия-Казахстан)
2008 Наследство
2009 Мика и Альфред
2009 Правосудие волков
2010 Возвращение в "А" (Казахстан, Россия)
2010 Всё ради тебя
2010 Мамин рай (Иран, Казахстан, Россия)
2010 Мелодия любви
2010 Москва, я люблю тебя!
2010 Нежданная любовь (Казахстан, Франция)
2011 Небо моего детства (Казахстан)
2011 Сердце моё - Астана (Казахстан)
2012 Твой мир
2013 До смерти красива
2013 Путь лидера. Огненная река. Железная гора (Казахстан)
2014 Врачиха
2014 Разрывая замкнутый круг (Казахстан)
2014 Сон как жизнь
2016 Муж с доставкой на дом
2016 Холодное сердце
2018 А.Л.Ж.И.Р.
2019 Сильная слабая женщина
2020 Хозяйка горы
2022 Мой папа - вождь
АРИНБАСАРОВА
Наталья Утевлевна
Родилась 24.09.1946, Москва
Заслуженная артистка РСФСР (1979) и Казахстана
Лауреат Государственной премии СССР
Дважды лауреат премии Ленинского комсомола
Обладательница золотого кубка Вольпи 26 международном кинофестивале в Венеции
(1966)
Лауреат Государственной премии СССР
Дважды лауреат Ленинского комсомола
Детство
Наталья Аринбасарова родилась в Москве 24 сентября 1946 года. Ее папа был военный,
а мама занималась детьми, - их в семье было пятеро. Когда отец окончил Военную
Академию им. Фрунзе, его, как это часто бывает с офицерами, стали переводить с
места на место. После ряда переездов семья обосновалась в Алма-Ате, и там, наконец,
сбылась мечта Натальи - она поступила в балетную школу. Через год ее и группу
ребят отправили в Москву в Академическое хореографическое училище при ГАБТ СССР.
Встреча с Кончаловским
В 1964 году Наталья Аринбасарова окончила Хореографическое училище Большого
театра. Поскольку за ее обучение платила республика, выпускницу должны были направить
обратно в Алма-Ату, танцевать в Театре Оперы и Балета. Так бы и случилось, если
бы не Андрон Кончаловский. Как раз в то время он искал героиню на роль Алтынай
в фильме «Первый учитель». Просмотрев учениц в младшем классе, Кончаловский выбрал
одну из них, но на другой день воспитатели ошиблись и послали на «Мосфильм» Аринбасарову.
Кончаловский, увидев девушку, удивился, однако вида не подал. Он побеседовал с
Натальей и утвердил ее на роль. Так что сразу же после получения диплома Аринбасарова
вылетела на съемки во Фрунзе.
На съемках Андрон Кончаловский и Наталья Аринбасарова поженились. Через два
года родился сын Егор. А роль Алтынай в фильме «Первый учитель» принесла ей высшую
награду кинофестиваля в Венеции. Претендентами на Золотой кубок в этой номинации
были Джейн Фонда в фильме Роже Вадима «Добыча» и еще две известные актрисы - Джули
Кристи и Ингрид Тулин. Но наша Наталья обошла признанных звезд.
ВГИК
Во ВГИК Наталью Аринбасарову приняли, можно сказать, под бурные аплодисменты.
На вступительных экзаменах юную абитуриентку осаждали фоторепортеры и корреспонденты.
Мэтра отечественного кино Сергея Герасимова просили сняться со своей будущей студенткой,
и он охотно соглашался.
Сергей Аполлинариевич запрещал своим студентам сниматься в кино. «Я не позволю
вам бегать по киностудиям и предлагать свои услуги. Надо сначала чему-то научиться»,
- говорил он. Но для Натальи мэтр отечественного кинематографа делал исключение.
Так молодая звезда снялась в фильме «Ташкент - город хлебный». Сценарий к этой
картине написал Андрон Кончаловский по повести Неверова, специально введя в повествование
небольшую роль для Натальи. Она сыграла Сауле - девушку чекистку, которая погибает
от рук бандита.
В студенческие годы Наталья также снялась в главных ролях в фильмах «Песнь
о Маншук» (Маншук Маметова), «Спокойный день в конце войны» (Адалат), «Джамиля»
(Джамиля). Картина «Джамиля» по Чингизу Айтматову имелп большой успех. В фильме
рассказывалось о красивой, острой на язык девушке, которая уходит от обеспеченной,
налаженной жизни к одинокому, неустроенному Данияру. Она полюбила этого угрюмого,
неразговорчивого человека, разгадав в нем возвышенную и чистую натуру.
Снялась Наталья Аринбасарова и в картине самого Сергея Герасимова – «У озера».
Этот фильм он задумал специально, чтобы снять весь свой курс. А курс был действительно
замечательным, и, что интересно, богатым на Наталий. С Натальей Аринбасаровой
учились: Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук, Наталья Гвоздикова. А еще
Николай Еременко, Вадим Спиридонов, Сергей Никоненко и Николай Губенко. Впоследствии
все они стали звездами отечественного кинематографа.
В фильме Герасимова Наталья Аринбасарова сыграла роль Кати Алзоевой. Она вспоминает:
«Помню, как Тамара Федоровна мне с интригующим видом сказала: «Наташа, Сергей
Аполлинариевич пишет для тебя роль». И когда он читал сценарий, я с замиранием
сердца ждала, когда же, когда же будет моя роль. Роль небольшая, но почему-то
зрители помнят меня больше всего по этой роли. Я там играла Катю Алзоеву, молодую
девушку-балеринку. Он впервые использовал мою прежнюю профессию в кино».
Мужья и дети
ВГИК Наталья Аринбасарова окончила в 1971 году. Но еще до этого она рассталась
с Кончаловским. Он ушел, оставив Наталью с маленьким сыном Егором на руках. С
Кончаловским они расстались из-за того, что он хотел уехать за границу на постоянное
место жительства. Для этого надо было жениться на иностранке (Кончаловский женился
на французской актрисе Маше Мериль). Наташа и Егор были препятствием, но препятствовать
она не стала.
С Кончаловским они сохранили хорошие отношения. Наталья благодарна ему за то,
что он дал хорошее образование сыну за границей, - ведь за обучение в Кембридже
и Оксфорде надо платить немалые деньги. Егор Кончаловский учился на искусствоведческом
отделении. Вернувшись в Москву, он создал рекламное агентство, а впоследствии
стал, как и отец, известным режиссером.
Наталья не осталась одна. Женщина редкой красоты (и не только внешней) она
впоследствии стала женой художника и кинооператора Николая Двигубского. Их дочь
Катя Двигубская окончила актерское отделение ВГИКа, но решила сама снимать кино
и затем поступила на Высшие режиссерские курсы.
О Кате надо говорить отдельно. Она актриса, сценарист, режиссер. Наконец, просто
красавица. Осенью 1999 года вышла книга «Лунные дороги» - книга о Наталье Аринбасаровой,
о ее детстве, балетной юности, киношной карьере, детях и мужьях. Катя писала ее
по рассказам мамы, став, по сути, ее биографом.
Но и с Двигубским Наталья рассталась, третьим ее мужем стал режиссер Эльдор
Уразбаев. Наталья Аринбасарова рассказывает: «Причины личных катастроф были сугубо
личные, и я не могу пожаловаться, что мужья относились ко мне пренебрежительно.
Андрон всегда заставлял меня заниматься самообразованием, Коля Двигубский - прекрасный
художник - очень уважительно относился к моей профессии, у Эльдора Уразбаева я
снялась в нескольких фильмах. Все трое считают, что я хорошая актриса, и все поддерживали
меня в моем творчестве. У Эльдора тоже двое детей, и я всегда старалась, чтобы
они приходили в наш дом и чувствовали себя тут комфортно. И они по сей день приходят
и считают меня родственницей, бабушкой их детей».
А вот что рассказывает Катя: «У мамы со всеми мужьями остались прекрасные отношения,
наверное, поэтому Андрон ко мне прекрасно относился и даже предложил напополам
с папой оплатить мое образование за рубежом. С папой у меня тоже отличные отношения
- с годами он стал мне много интереснее. В детстве, конечно, были обиды, что он
не так внимателен ко мне, как хотелось бы, но с возрастом это все забылось. Эльдор,
который вырастил меня, был мне настоящим отцом, поставил меня на ноги, и благодаря
ему очень многое состоялось в моей жизни. В самые сложные моменты он всегда был
рядом, был моей спиной, плечом...»
Лакомый кусочек
Но вернемся к творчеству актрисы. Специалисты говорят, что Наталья Аринбасарова
для кинематографа – «лакомый кусочек». Это актриса, которая подходит ко всему
творчески, и каждая ее роль, - это всегда маленький шедевр. В фильме «Транссибирский
экспресс» (1977) кинорежиссера и третьего мужа Эльдора Уразбаева Наталья сыграла
небольшую, но яркую роль Айжан. Для того, чтобы по настоящему войти в образ Наталья
попросила сшить ей шифоновое платье, поскольку оно придавало воздушность образу
девушки.
В 70-е – 80-е годы актриса создала на экране такие образы, как: Гульсара, жена
Азата в фильме «Улан», Шафан в фильме «В ночь лунного затмения», Камшат Сатаева
в фильме «Вкус хлеба», Гулькан в фильме «Серебряный рог Ала-Тау», Карагоз в фильме
«Дополнительные вопросы», Наташа в фильме «Секунда на подвиг», музыковед Марина
в детективе «Визит к Минотавру», Рашида Аббасовна Рамазанова в детективе «Вход
в лабиринт» и др.
В фильме «Система-Ниппель», который в 1990 году снял Александр Панкратов-Черный,
Аринбасарова сыграла небольшую и не типичную для себя роль пьяницы. Она была в
восторге, когда поняла, что получилось убедительно. Примечательно то, что снимали
этот фильм во времена «сухого закона» в настоящей очереди за водкой.
В новом веке актриса, после длительного перерыва, вернулась на киноэкраны.
Ее можно увидеть в ролях: директора детдома в картине «Побег», матери Мустафы
в российско-казахской ленте «Мустафа Шокай», тети Култпан в фильме «Мика и Альфред».
О своей жизни
В одном из интервью Наталья Аринбасарова как-то призналась: «Может быть, моя
карьера могла бы и лучше сложиться. Я хотела бы сыграть в классике - Шекспира,
Островского, но мне предлагали в основном одни и те же типажи - мои внешние данные
ограничивали меня в выборе ролей... Но если так подумать... Ну, сыграла бы я на
десять ролей больше. И что? Зато сейчас у меня очень приятный период в жизни,
потому что меня воспринимают не как актрису, а как мать взрослых детей…»
Игорь BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис2000);
Анна Велигжанина, "Как Болотова, Купченко и Аринбасарова вышли замуж за одного
мужчину" (Комсомольская правда от 30.01.04);
Наталья Аринбасарова, Биография http://www.prazdniki.ru;
Жанна Егорова, "Наталья Аринбасарова" http://www.mtu-net.ru;