1965 Большая кошачья сказка - фильм-спектакль
1969 Ее имя - весна
1977 Почти смешная история
1978 Комедия ошибок
1983 Этот милый старый дом - фильм-спектакль
1986 С днем рождения! Или инкогнито
1989 Астеннический синдром
1990 Мои люди
1991 Цареубийца
1992 Присутствие
1993 Грехъ. История страсти
1994 Замок
1994 Незабудки
1994 Проклятие Дюран
1996-1997 Поживем - увидим
2000 Русский бунт
2001 Блюстители порока
2002 Улицы разбитых фонарей-4
2005 Господа присяжные
2006 Зимний ветер
2008 Поселок
2009 Видримасгор, или История моего космоса
АНТОНОВА
Ольга Сергеевна
Родилась 22.12.1937, Ленинград
Народная артистка России (1994)
Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит" в номинации
"Лучшая женская роль" (2006, за роль в спектакле "Гарольд и Мод")
Лауреат Специального приза "Серебряный медведь" МКФ в Берлине (1989,
за роль в фильме "Астенический синдром")
Детство
Ольга Антонова - дочь известного прозаика Сергея Антонова. Так получилось,
что вся жизнь актрисы связана с Ленинградским Академическим театром Комедии имени
Н.П.Акимова. Здесь она провела свое детство и отрочество (по иронии судьбы будущая
звезда жила в ленинградской коммуналке над службами театра). Впрочем, о театре
она не думала. С детства в ее голове рождались разные фантазии, образы прекрасных
существ. Девочка хватала материал, иголки, ножницы и судорожно кроила, шила. Поначалу
получалось не очень, и Ольга очень страдала. Но затем девушка научилась воплощать
в реальность свои мечты... Возможно из нее получился бы отличный модельер или
дизайнер. Но она стала актрисой. Прекрасной актрисой...
Театр
Закончив учебу у выдающегося театрального педагога Б.В.Зона в ЛГИТМиКе в 1965
году, Ольга Антонова была принята в труппу такого родного Ленинградского Академического
театра Комедии имени Н.П.Акимова. Все эти годы Ольга Антонова верой и правдой
служит этой сцене, переживая все боли и радости, все взлеты и падения.
Как одна из самых интересных работ сезона, была замечена первая же роль актрисы
- на ординарном драматургическом материале дебютантке удалось создать запоминающийся
многоплановый образ: подкупавшая внутренней чистотой, предельной искренностью
и обаянием светлых глаз Шура Залыгина - "сложная девочка", не слишком
оригинальный персонаж комедии авторов Б.Рацера и В.Константинова "Инкогнито".
Несмотря на то, что сам Акимов не успел найти достойной оправы дарованию Ольги
Антоновой в первые годы службы в театре, ее талант был отшлифован в постановках
режиссеров, которым гостеприимно открывал двери Мастер. Тогда, в репертуарных
ролях травести, угловатых девочек, школьниц, горничных и принцесс (всего было
сыграно около двадцати ролей) Антонова выработала свой особый стиль - идущий от
ее собственной индивидуальности, отточенный и камерный: игра на полутонах, без
нажима.
Волшебная природа "сказочного эльфа", как за глаза прозвала актрису
критика и почитатели, обаяние хрупкости, внутренняя чистота и сила, лежащие в
основе ее индивидуальности, а так же - удивительная музыкальность и способность
к "лирическому" гротеску, - оказались востребованными режиссурой Петра
Фоменко, в творческом союзе с которым Ольге Антонова создала в семидесятые годы
ряд незабываемых образов. Роль зубного врача Нины Бегак в знаменитом и самом "оптимистичном"
спектакле молодого режиссера "Этот милый старый дом", по мелодраме-водевилю
Алексея Арбузова, в 1972 году принес Ольге Антоновой шумную известность. В постановках
Фоменко ослепительно-красивая и тонко чувствующая жанр актриса, могла предстать
то обольстительной Еленой Прекрасной ("Троянской войны не будет" Жана
Жироду), то уверенной в себе и исполненной жаждой разрушения Анной Мартыновной
Змеюкиной ("Свадьба. Юбилей" А.П.Чехова).
Всегда будучи открытой к любому сотрудничеству, к интересному творческому союзу,
актриса работала с известными театральными мастерами - молодым Р.Виктюком, Ю.Дворкиным,
В.Титовым и многими другими.
Прочные творческие отношения сложились у Ольги Антоновой с петербургским театром
"Приют Комедианта". Еще в 1997 актриса, вместе со своим давним партнером
по сцене Театра Комедии Петром Вельяминовым срепетировали и разыграли "Старомодную
комедию". В октябре 1999 Антонова сыграла в другом блистательном "кассовом"
спектакле, на который валом валит уставшая от "чернухи" публика - "Недосягаемая"
Уильяма Сомерсета Моэма.
Кино
В кино Ольга Антонова дебютировала в телефильме Петра Фоменко "Почти смешная
история" (1977, сценарий Э.Брагинского). К этому времени Антонова была хорошо
известной ленинградцам актрисой Академического Театра Комедии. Но всенародную
славу принесла ей впервые именно эта картина. После ее демонстрации по телевизору,
как в голливудских сказках, Антонова наутро проснулась знаменитой. Знакомый ей
по работе в театре Фоменко предложил Антоновой роль эксцентричной и возвышенной
девушки по имени Иллария. Зрителям полюбился этот образ вместе со ставшей широко
популярной песней "Я леплю из пластилина..."
Нельзя сказать, чтоб кинематограф так уж и распахнул свои объятья Антоновой.
Она была уж слишком нестандартна для "поточного кинопроизводства".
В 1978 году Антонова сыграла главную роль в шекспировской телеверсии "Комедии
ошибок" (сценарий Фридриха Горенштейна, режиссер Вадим Гаузнер) в партнерстве
с Михаилом Козаковым, Софико Чиаурели
и Михаилом Кононовым. И вновь волшебная
природа "сказочного эльфа" позволила ей в самых невероятных ситуациях
существовать с той свободой и естественностью, без каких невозможно зрительское
доверие к невероятному. А затем в кино для Антоновой наступил перерыв в несколько
лет.
В 1989 году Антонова блестяще сыграла роль Наташи в фильме Киры Муратовой "Астенический
синдром" (специальный приз "Серебряный медведь" МКФ в Берлине).
Этот фильм как бы подводил итог всему укладу советской жизни с ее "перестроечной"
эпохой, показал тотальное состояние упадка и истощения сил. Антоновой, со свойственной
ей тонкой психологической разработкой характера, был написан портрет человека,
перепрыгнувшего границы рассудка, воплощенной боли и ненависти, женщины с искривленным
ртом, с растрепанными волосами фурии и невидящим взором воспаленных глаз.
В девяностые годы кинематограф и телевидение оказались увлечены типажом Ольги
Антоновой и ее несравненным мастерством. Ею были созданы сложные, многоплановые
образы: последняя русская императрица Александра Федоровна в "Цареубийце"
Карена Шахназарова (1991), колдовски страшная Дюран в "Проклятии Дюран"
Виктора Титова (1994), величественно скорбная и светлая героиня фильма "Незабудки"
Льва Кулиджанова (1994).
В 2000 году снялась в роли Екатерины Великой в исторической драме Александра
Прошкина "Русский бунт".
В настоящее время Ольга Сергеевна Антонова - признанный мастер сцены, педагог,
ведущий занятия в Санкт-Петербургской Государственной Академии Театрального искусство
(СПГАТИ) и передающий навыки своей профессии молодому поколению актеров, член
Художественного Совета театра "Приют Комедианта".
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис2000);
Народная артистка России Ольга Сергеевна Антонова http://www.priut-theatre.spb.ru;
Светлана Мазурова, "Ольга Антонова: "Если возникает острое желание сыграть что-то,
то я делаю это"